Ресурс (срок службы)
Учитывая особое место понятий «ресурс (срок службы)» в обеспечении и поддевании летной годности ВС дополнительно к стандартизованным их определениям необходимы следующие пояснения.
Для авиационной техники ГА в целях обеспечения безопасности, надежности и эффективности эксплуатации могут задаваться:
■ ресурс (срок службы) до списания (технический);
■ назначенный ресурс (срок службы);
■ гарантийный ресурс (срок службы);
■ межремонтный (до 1-го ремонта) ресурс (срок службы),
■ далее при упоминании ресурса аналогичные требования и положения распространяются и на срок службы изделия.
Указанные виды ресурсов для различных изделий могут определяться и (или) устанавливаться в комплексе, раздельно или не устанавливаться совсем при эксплуатации по техническому состоянию.
Ресурс до списания задается для ВС в целом и основных комплектующих изделий исходя из требований экономичности при условии обеспечения безопасности эксплуатации. Ресурс до списания может отрабатываться поэтапно.
При поэтапной отработке ресурса до списания могут устанавливаться:
■ начальный назначенный ресурс;
■ назначенный ресурс.
Порядок обеспечения и отработки в эксплуатации ресурса до списания определяется совместно разработчиком и заказчиком (эксплуатантом), отражается в технических условиях (ТУ) на ВС и комплектующие изделия и устанавливается договором на поставку ВС.
Гарантийный ресурс изделия определяет период действия гарантийных обязательств изготовителя (исполнителя работ) и должен обеспечивать соответствие качества поставляемой продукции (проводимых работ) установленным в договоре на поставку (выполнение работ) или эксплуатационной документации требованиям. В пределах гарантийного ресурса, как правило, должны устранять без дополнительной оплаты эксплуатантом отказы изделия или заменяться некачественные изделия (повторно выполняться работы) при соблюдении эксплуатантом (заказчиком) условий эксплуатации, хранения, транспортирования и установки изделия, определенных ТУ на ВС и КИ (договором на выполнение работ).
Гарантийные ресурсы (сроки службы), устанавливаемые изготовителями ВС и КИ, как правило, охватывают заданный период наработки (календарный срок) с начала эксплуатации ВС в целом и КИ.
Срок хранения изделия с момента изготовления до начала эксплуатации может входить в гарантийный срок службы, что должно быть отражено в эксплуатационной документации на изделие и ТУ на ВС.
Гарантийные ресурсы, устанавливаемые исполнителем восстановительных работ для ВС и основных изделий, охватывают заданный период эксплуатации ВС в целом и (или) комплектующих изделий после выполнения этих работ.
Межремонтный ресурс изделия определяется условиями обеспечения надежности и экономичности эксплуатации парка изделий данного типа и устанавливает ограничение по применению этих изделий, независимо от их фактического технического состояния.
Первый ремонт выполняется при наработке изделий с начала эксплуатации, равной ресурсу до первого ремонта, далее могут устанавливаться межремонтные ресурсы до отработки ресурса до списания.
Межремонтные (до 1-го ремонта) ресурсы могут устанавливаться для ВС в целом и отдельных изделий. Величина межремонтных ресурсов определяется разработчиками ВС и изделий из условий обеспечения ресурса до списания ВС или изделия или устанавливается эксплуатантом и исполнителем работ (ремонта), исходя из технического состояния изделий, технологий и организации выполнения работ при условии обеспечения безопасности, экономичности и эффективности эксплуатации данного типа изделий и (или) ВС в целом.
Общие принципы формирования системы ресурсов авиационной техники понимаются следующим образом.
Ресурс до списания является технико-экономической характеристикой совершенства изделия авиационной техники и представляет ожидаемый предел экономически эффективного использования изделия по назначению в реальных условиях эксплуатации, который технически заложен в конструкцию при проектировании и может быть достигнут и даже превзойден в процессе эксплуатации после проведения комплекса работ по обеспечению безопасности и надежности эксплуатации, подтверждения соответствия установленным требованиям и определения условий обеспечения выполнения этих требований. Поэтому ресурс до списания задается, а условия его подтверждения (или не подтверждения) регулируются экономическими и техническими взаимоотношениями разработчика, изготовителя и эксплуатанта, устанавливаемыми на основе договорных отношений в соответствии с действующими законами и нормативными документами.
Обеспечение и подтверждение части заданного ресурса до списания реализуется, при необходимости, установлением назначенного (начального назначенного) ресурса изделиям авиационной техники, которое производится после выполнения комплекса ресурсных работ, обосновывающих безопасную и надежную эксплуатацию изделий в установленных пределах наработки (срока службы) с определением всех необходимых, с позиций безопасности и надежности, условий и ограничений на процессы летной и технической эксплуатации. Практически может быть подтверждена как возможность эксплуатации изделия сверх первоначально заданного ресурса до списания, так и невозможность его достижения.
В перечень условий и ограничений, обеспечивающих возможность эксплуатации изделия в пределах назначенного ресурса, как правило, включаются контрольно-восстановительные работы (КВР) по контролю технического состояния, ремонту или замене элементов (деталей, узлов, блоков) изделия, которые должны быть выполнены на различных этапах отработки назначенного ресурса. По общности технологических или организационных условий выполнения эти работы группируются в комплексы, выполняемые через заданные интервалы наработки ВС в целом, часто с использованием специального оснащения, оборудования, документации и специалистов. При этом может быть организационно и экономически целесообразно выполнять КВР на специализированных предприятиях, которые осуществляют их качественно, с оказанием дополнительных услуг (таких как восстановление внешнего вида, соответствия нормам технических параметров и др.), не связанных непосредственно с безопасностью эксплуатации ВС в целом. В этом случае периодичность выполнения КВР может устанавливаться как межремонтный ресурс в целом для ВС, так и отдельным его изделиям, что закрепляет организационное оформление условий выполнения комплексов КВР на специализированном предприятии или в подразделении эксплуатанта. Таким образом, межремонтный ресурс устанавливает не технические, а организационные формы выполнения условий отработки ресурса до списания (назначенного ресурса), связанные с восстановлением технического состояния изделия авиационной техники, и не является обязательным к назначению.
Ресурс до списания (назначенный) также может не устанавливаться для ВС в целом, а определяется экономической целесообразностью восстановления летной годности ВС и условиями ее поддержания на рассматриваемом интервале (этапе) эксплуатации ВС.
Условия обеспечения летной годности ВС устанавливает изготовитель, разработчик и реализует эксплуатант, который определяет для себя экономическую целесообразность проведения работ по обеспечению летной годности ВС при отработке назначенного ресурса с целью продолжения дальнейшей эксплуатации ВС. При экономической нецелесообразности выполнения работ по поддержанию летной годности ВС (большой объем доработок и т. д.) эксплуатант может прекратить дальнейшую эксплуатацию экземпляра ВС, хотя технические качества ВС могут обеспечивать его дальнейшую эксплуатацию на уровне установленных требований, но с большими затратами средств, труда или времени.
Изложенные выше термины, определения и пояснения к ним положены в основу систем ТОиР ВС гражданской авиации России.